Пояснительная записка к учебному плану по реализации образовательной программы дошкольного образования Учебный план для ДОУ является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение занятий. При составлении учебного плана по реализации образовательной программы учитывались следующие нормативно-правовые документы: -Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155), - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 года; - Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; - Концепция дошкольного воспитания; - Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно — эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Учебный план определяет организацию воспитательно-образовательного процесса в учреждении и структуру образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ. Программа состоит из двух частей: 1) инвариантной (обязательной) части; 2) вариативной части. Инвариантная часть обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им образовательных программ начального общего образования. Инвариантная часть реализуется через обязательные занятия, в этот перечень входят занятия, предусматривающие реализацию дополнительных парциальных программ. Вариативная часть программы позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги и учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Вариативная часть включает в себя, в том числе, занятия по дополнительным парциальным программам и занятия кружковой деятельностью. Содержание воспитательно-образовательного процесса включает совокупность образовательных областей: «Социальнокоммуникативное развитие», Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. - Во всех группах различные виды деятельности с детьми организуются утром и во вторую половину дня (как по инвариативной, так и по вариативной частям учебного плана). В первой половине дня в младших группах планируются не более двух организованных образовательных деятельности, в группах старшего дошкольного возраста – не более трех. - Перерывы составляют не менее 10 минут. В середине проводится физкультминутка (продолжительность 2-3 минуты). - Организованная образовательная деятельность по развитию музыкальности и физической культуре проводятся со всей группой (по условиям ДОУ). - Количество ООД и их продолжительность, время проведения соответствуют требованиям СанПиН 2.4.3648-20. - В середине учебного года (январь) для детей дошкольного возраста организуются недельные каникулы. В дни каникул организуется совместная деятельность педагога с детьми эстетического и оздоровительного направления (досуги, развлечения, праздники). - В летний период организуются подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии и т.д., увеличивается продолжительность прогулок. Содержание данной программы предусматривает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественноэстетическое развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями и подготовку их к обучению в школе, а так же коррекционную работу по развитию речи. Примерный перечень и количество основных видов организованной образовательной деятельности соответствуют примерному перечню основных видов организованной образовательной деятельности в дошкольном учреждении. Продолжительность основных видов организованной образовательной деятельности соответствует действующему СанПиН 2.4.1.3648-20: для детей 3 – 4 лет (2-я младшая группа) - не более 15 мин., для детей 4 – 5 лет (средняя группа) – не более 20 мин., для детей 5 – 6 лет (старшая комбинированная группа) - не более 25 мин., для детей 6 – 7 лет (подготовительная комбинированная группа) - не более 30 мин., В представленном учебном плане в соответствии с режимом дня выделено специальное время для ежедневного чтения детям. Во всех возрастных группах чтение художественной литературы является образовательной деятельностью в ходе режимных моментов или самостоятельной деятельностью детей. Вариативная часть программы включает совместную кружковую деятельность воспитателя и детей. Содержание вариативной части учебного плана не превышает допустимой нагрузки по всем возрастным группам. Один условный час отводится для дополнительных занятий в кружках, по выбору для детей младшего и среднего дошкольного возраста, в старших группах и в подготовительной к школе группе – 2 условных часа. Учебный день делится на 3 блока: 1) образовательный блок 1 половины дня включает в себя: - совместную деятельность воспитателя и детей; - свободную самостоятельную деятельность детей. 2) образовательная деятельность – организованное обучение (в соответствии с сеткой занятий) 3) образовательный блок 2 половины дня включает в себя: - совместную деятельность воспитателя и детей по различным направлениям (в соответствии с расписанием занятий совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий) - самостоятельную деятельность ребенка. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде организованной образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.). Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметноразвивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей - 3-4 часа в день для всех возрастных групп. В течение первой половины октября (до образовательной работы) и во второй половине мая (после образовательной работы) проводится комплексная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика как адекватная форма оценивания результатов освоения Программы детьми дошкольного возраста. Образовательные области Обязательная часть Физическое развитие Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое Развитие Часть, формируемая участниками образовательных отношений УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2023-2024 учебный год Виды образовательной деятельности Кол-во занятий в неделю (в минутах) Физическая культура Ознакомление с окружающим миром/ФЦКМ 3-4 года 3(45) 1(15) 4-5 лет 3(60) 1(20) 5-6 лет 3(75) 1(25) 6-7 лет 3(90) 2(60) ФЭМП 1(15) 1(20) 2(25) 2(30) 2(50) 2(60) интегрировано во все образовательные области Развитие речи Художественная литература Рисование Лепка Аппликация Музыка ИТОГО: 1275 мин (60%) Авторская программа «Город на реке малиновой». Виды детской деятельности: Познавательно-исследовательская; Коммуникативная; Восприятие художественной литературы и фольклора; Музыкальная; -изобразительная; - конструирование; -игровая; -двигательная. Примечание: Реализация программы «Город на реке малиновой» осуществляется в ходе режимных моментов, интеграции с другими видами деятельности и самостоятельной деятельности детей ИТОГО: 813 мин (40%) 1(15) 1(20) интегрировано во все образовательные области 1(15) 1(20) 2(50) 2(60) 0,5(7,5) 0,5(10) 0,5(12,5) 0,5(15) 0,5(7,5) 0,5(10) 0,5(12,5) 0,5(15) 2(30) 2(40) 2(50) 2(60) 10(150) 10(200) 13(325) 14(390) 93 мин 150 250 мин 320 мин мин 93 150 250 320